Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего возраста
Нанайская сказка "Айога"
Григорьева Ольга Михайловна
Образовательная область: Речевое развитиеЦель: способствовать формированию у детей творческого рассказывания в ходе придумывания концовки к сказке «Айога».
Задачи:
Обучающие:
- продолжать знакомить со сказками других народов;
- продолжать формировать умение понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения;
- активизировать и обогащать словарь детей.
Развивающие:
- формировать умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию;
- способствовать формированию умения детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним.
Воспитательные:
-воспитывать заботливое отношение к близким;
- поощрять желания помочь, сопереживать;
-воспитывать интерес к художественной литературе.
Оборудование и материалы: презентация сказки, компьютер и проектор, набор предметных картинок по сказкам, колокольчик, зеркальце, цветы по количеству детей.
Ход НОД
Звонит колокольчик.
Воспитатель: Колокольчик зазвонил – в круг собраться пригласил
Мы построим ровный круг,
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
У всех хорошее настроение?
Все забыты огорчения?
Я прошу вас мне сказать
Готовы вы сейчас играть?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку» (дети делятся на 4 команды, каждой команде предлагается набор предметных картинок, по ним дети должны угадать
сказку. Например, ласточка, крот, скорлупа грецкого ореха, мышь. Дети называют сказку и
автора.)
Воспитатель: А у меня тоже есть картинки из сказки (на магнитной доске прикреплены картинки: лепёшка, гусь, девочка, река, ведро), как вы считаете, из какой это сказки? А хотели бы узнать? Сегодня мы познакомимся с новой поучительной сказкой «Айога».
Воспитатель показывает слайд 1. Воспитатель: На этом слайде изображена кукла в нанайском костюме. Нанайцы – это люди, которые живут на севере России. Но прежде чем приступить к просмотру сказки, скажите, кто из вас любит смотреть на себя в зеркало?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Скажите, а хорошо ли это – смотреть часто на себя в зеркало?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: А почему вы считаете, что хорошо? (Дети высказывают свои мнения)
Воспитатель: Да, дети, зеркало – это нужный предмет. И с ним нужно обращаться осторожно. Если очень долго любоваться собой в зеркале, то может произойти беда. А вот что именно может случится, вы узнаете, когда послушаете нанайскую сказку «Айога». Воспитатель читает сказку, чередуя с показом слайдов с изображением сюжетных картинок. Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Как звали девочку в этой сказке?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Какая Айога была в сказке?
Предполагаемые ответы детей: Ленивая, злая, грубая, невоспитанная, хитрая.
Воспитатель: А какая была мама Айоги?
Предполагаемые ответы детей: Добрая, трудолюбивая, справедливая.
Воспитатель: А какая была соседская девочка?
Предполагаемые ответы детей: Доброй, отзывчивой, внимательной, послушной, вежливой, ласковой.
Воспитатель: Как вы думаете, почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? Предполагаемые ответы детей: Мама Айоги очень переживает , что у нее растет такая дочка. Она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями. Воспитатель: Правильно ли поступила мама Айоги?
Предполагаемые ответы детей: Да, мама поступила по справедливости. Воспитатель: Дети, кто же виноват в том, что Айога превратилась в гуся?
Предполагаемые ответы детей: Айога. Воспитатель: Как вы думаете, кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками»?
Предполагаемые ответы детей: Соседской девочке. Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку?
Предполагаемые ответы детей: Доброй, вежливой, ласковой, внимательной.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы отдохнем, проведем веселую физкультминутку.
Физкультминутка
Раз –два –три –четыре –пять (руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет загибаем
пальцы)
Начинаем мы играть! (вращательные движения кулачками)
Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)
И головки опустили, (опускают голову)
А когда откроем глазки (поднять голову, отвести руки)
Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)
Сказка даст нам отдохнуть (махи руками)
Отдохнем - и снова в путь! (отпускаем руки)
Воспитатель: Давайте изменим концовку сказки, чтобы она стала положительной. (Принимается все предлагаемые детьми варианты. Педагог обращает внимание детей, что концовка сказки грустная и печальная. Предлагает ребятам подумать и предложить свою концовку, чтобы сказка закончилась по-доброму, например (дочь исправилась, она все поняла, ей стало стыдно или помогла «живая» вода, волшебное слово, волшебная палочка или они подружились и девочке захотелось быть такой же доброй и трудолюбивой и т.д.). Выслушивая варианты детского творчества, педагог обращает внимание на правильное построение предложений. Предлагает детям высказать свое мнение, чья концовка сказки им понравилась больше всего и почему?
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Назови лишнее слово». Я вам буду называть ряд слов, а вы определите, какое слово в этом ряду лишнее. Почему оно не подходит к остальным словам и объясните почему.
Игра «Назови лишнее»:
- Радость, грусть, веселье, счастье.
- Внимательность, забота, злость, доброта.
- Жадный, добрый, заботливый, щедрый.
- Лживый, справедливый, воспитанный, честный.
- Аккуратный, смелый, трудолюбивый, ленивый.
Игра «Поляна добрых дел» (каждому ребенку предлагается подумать, какой хороший поступок за сегодняшний день он может совершить, назвать его, взять цветок и положить его на «поляну добрых дел». Педагог обобщает, что какие все ребята молодцы, и какая получилась большая поляна добрых дел).